12 мая 2016

Для контроля уплаты страховых взносов Пенсионный Фонд РФ осуществляет два вида проверок плательщиков — камеральные и выездные. Порядок проведения проверок регулируется Главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Камеральные проверки специалисты ПФР осуществляют по месту нахождения территориального отделения ПФР на основе сданной отчетности (РСВ-1) и другим представленным документам в период трех месяцев со дня представления страхователями расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Это стандартная процедура, в ходе которой инспектор проверяет правильность составления отчетности и полноту, и своевременность уплаты страховых взносов. Личного присутствия плательщиков при камеральной проверке не требуется. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, имеющимся у ПФР, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления расчет в установленный срок. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений плательщика специалист ПФ установит факт совершения правонарушения, то он обязан составить акт проверки (в соответствии с статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Выездные проверки представители ПФР проводят на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также достоверность документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

Плановые и внеплановые выездные проверки

Внеплановой проверке могут подвергнуть, если в фонд поступают жалобы от сотрудников, а также, если организация ликвидируется или реорганизуется, или ИП прекращает деятельность. Проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться в любое время, независимо от того, когда была предыдущая проверка.

Плановые выездные проверки осуществляются по плану-графику, который составляется на год и утверждается до 25 декабря текущего года на следующий год. План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке плательщик страховых взносов может узнать только накануне, когда получит решение о проверке. Плановые проверки проводят не чаще чем один раз в три года.

(Плановые проверки сотрудники ПФР обязаны проводить только совместно с представителями ФСС. Обратите внимание: даже если проверка совместная, решения должно быть два — от ПФР и ФСС соответственно. Внеплановые проверки могут проводиться независимо друг от друга (Письмо ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106).

Кто может попасть «под прицел»?

Поводами отбора плательщиков для проведения выездной проверки могут стать:

  • несоответствие расчетов по формам РСВ-1 в ПФР и 4-ФСС в ФСС;
  • несвоевременное предоставление отчетности;
  • произведение работнику выплаты, которая не облагается страховыми взносами, например, материальной помощи в значительном размере;
  • применение пониженных тарифов страховых взносов;
  • задолженность по взносам больше двух отчетных периодов подряд;
  • уменьшение суммы начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при той же численности сотрудников;
  • неоднократное предоставление корректировок;

Таким образом, если под большую часть критериев плательщик страховых взносов попадает, то вероятно, что контролирующие органы захотят его «навестить».

К чему быть готовым?

Обычно выездная проверка проходит на территории плательщиков. Если нет возможности предоставить помещение — тогда по месту нахождения контролирующих органов.

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.

Продолжительность выездной проверки не может быть больше двух месяцев (считается с даты вынесения решения до составления справки о проведенной проверке), но указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев:

  • при получении фондом информации о нарушении законодательства;
  • при наличии нескольких обособленных подразделений;
  • при наличии обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная проверка.

Что может потребоваться?

Надо быть готовыми предоставить проверяющим документы, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов. Есть 10 дней со дня получения Требования на то, чтобы подготовить необходимые документы и предоставить их. Если в срок предоставить документы нет возможности, то необходимо письменно (в произвольной форме) сообщить об этом проверяющим, указав причину и новые сроки предоставления.

За отказ в предоставлении документов или нарушение срока инспекторы могут выставить штраф 200 рублей за каждый документ; также предусмотрено административное наказание для должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Сотрудники ПФР имеют право потребовать все документы, связанные с оплатой труда сотрудников, с расчетом страховых взносов, учредительные документы. Ожидаемый список документов:

  • устав, учредительный договор, лицензии;
  • банковские и кассовые документы;
  • трудовые и договоры ГПХ с физическими лицами;
  • первичные документы бухучета, учетную политику;
  • кадровую документацию (приказы о приеме на работу, личные карточки сотрудников, штатное расписание, приказы о предоставлении отпусков, приказы о премировании, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости и т п.);
  • документы, связанные со страховым обеспечением (больничные листы, заявления сотрудников, приказы, подтверждающие документы).

Инспекторы не имеют права забирать с собой оригиналы документов, они могут работать с ними только на территории. Если необходимо забрать документы, то предоставить можно копии оригиналов, заверенные печатью организации и подписью директора.

Результаты проверки

Проверяющие будут искать несоответствие данных в документах с данными в отчетах, нарушения законодательства, недостоверность или неполноту отражения в документах сведений, влияющих на расчет страховых взносов.

В последний день проверки оформляется справка о проведенной выездной проверке в двух экземплярах.

Затем, в течение двух месяцев составляется Акт выездной проверки, этот документ является результатом проверки и может служить основанием для привлечения к ответственности. Если страхователь с решением акта не согласен, в течение 15 рабочих дней может предоставить письменные возражения руководителю контролирующего органа и приложить оправдательные документы.

Материалы о результатах проверки направляются руководителю контролирующего органа, для вынесения решения о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности.

Совет

Перед проверкой приведите в порядок все документы (примерный перечень известен), проверьте, что документы соответствуют друг другу. Если чувствуете, что какие-либо документы могут вызвать сомнение у проверяющих, подготовьте себе в защиту базу нормативно-правовых документов. Если имеется недоимка по страховым взносам — погасите её, а также, рассчитайте и заплатите пени.



Отчитайтесь в ПФР с первого раза с КЭ

Отчитайтесь в ПФР с первого раза!

Зарегистрируйтесь
за 3 минуты 
и пользуйтесь
3 месяца бесплатно

Еще сомневаетесь? Попробуйте бесплатно все возможности сервиса

*
Спасибо, ваше сообщение принято!
В случае необходимости мы свяжемся с вами.
*
*
*
Вам будет отправлено СМС с кодом для активации сервиса «Вопрос эксперту»
*
*
Отмена
Спасибо за использование сервиса «Вопрос эксперту», эксперт ответит вам на электронную почту в течение рабочего дня.
Вам отправлено СМС с кодом для активации сервиса
«Вопрос эксперту»
*
Отмена
Закрыть